Аптайм |
Состояние, в котором
внимание и органы чувств
обращены во внешний мир. |
Ассоциированность |
Пребывание "внутри"
происходящего, взгляд от
первого лица, полное ощущение
собственными органами чувств.
Понятие указывает на
субъективности переживания в
противоположность объективной
точке зрения. |
Аудиальный |
Имеющий отношение к органам
слуха. |
Ведение |
Изменение собственного
поведения с сохранением
раппорта, в результате чего
собеседник начинает следовать
за вами, неосознанно "подстраивается". |
Ведущая система |
Визуальная, аудиальная или
кинестетическая система
представления, благодаря
которой осуществляется доступ
к информации ее перенос в поле
сознания. |
Визуализация |
Процесс мысленного
просматривания зрительных
образов. Иногда означает
деятельность воображения во
всех системах представления,
или мысленную репетицию. |
Визуальный |
Зрительный, связанный со
зрением. |
Внутренние представления |
Информационные блоки,
которые мы создаем и храним в
памяти в виде сочетаний
зрительных образов, звуков,
телесных, обонятельных и
вкусовых ощущений; сенсорные
мыслительные процессы, или "модальности". |
Возвращение |
Подведение общего итога с
использованием чужих ключевых
слов и тональностей;
повторение содержания общения,
чтобы убедиться, что оно понято
правильно. |
Вторая позиция |
Восприятие мира с точки
зрения собеседника, например,
при общении (попытка "оказаться
в чужой шкуре"). |
Глазные ключи доступа |
Перемещения взгляда в
различных направлениях; служат
сигналами визуальных,
аудиальных или
кинестетических мыслительных
процессов. |
Глубинная структура |
Полная языковая форма,
полное содержание того или
иного высказывания (сообщения),
из которого после обобщений,
опущений и искажений возникает
"поверхностная структура",
используемая в повседневном
общении. |
Даунтайм |
Состояние легкого транса (например,
мечтательность), в котором
внимание отвлечено от
окружающего мира и приковано к
собственным мыслям и ощущениям. |
Диссоциированность |
Восприятие переживания "со
стороны", а не от первого
лица. Понятие указывает на
объективности, или "отстраненность"
восприятия либо обращение к
собственной памяти с точки
зрения постороннего человека. |
Извлечение |
Получение необходимых
сведений о поведение человека
или о его мыслительных
процессах (стратегиях) путем
прямого наблюдения либо
проясняющих вопросов (метамодели).
Применяется, например, при
моделировании поведения
человека, определении его
ценностей и целей. |
Искажение |
Представление внутреннего
восприятия, "глубинной
структуры" переживания
таким образом, что оно
оказывается ограниченным,
измененным либо неполным. |
Карта действительности |
"Модель мира",
уникальное представление
человека о мире, которое
основано на индивидуальном
восприятии и личном опыте. |
Кванторы общности |
Лингвистический термин для
обозначения обобщающих слов
("каждый", "никогда",
"все" и т.п.). Такие понятия
подразумевают отсутствие
исключений. Одна из категорий
Метамодели. |
Кинестезия |
Связь с "телесными" (тактильными)
и внутренними ощущениями (запомнившимися
чувствами, эмоциями), а также с
чувствам равновесия и движения. |
Ключи доступа |
Телесные признаки (дыхание,
поза, жесты и глазные движения),
соответствующие определенному
образу мышления. |
Конгруэнтность |
Состояние полной
искренности, когда все грани
личности нацелены на
достижение результата.
Согласие, единство различных
"частей" личности. |
Линия времени |
Способ хранения зрительных
образов, звуков и ощущений,
связанных с прошлым, настоящим
и будущим. |
Личность |
Представление человека о
себе, образ самого себя;
восприятие человеком самого
себя; совокупная сущность
человека. |
Масштабирование |
Перемещение по спектру
понятий от общих,
неоднозначных, к конкретным, от
"общей картины" к
подробностям, и наоборот.
Изменение восприятия
посредством переходов вверх и
вниз по иерархии "логических
уровней". |
Метамодель |
Модель, выявляющая те
языковые конструкции, которые
приобретают в общении
расплывчатое содержание
вследствие процессов
искажения, обобщения и
опущения. Метамодель состоит
из уточняющих вопросов,
которые позволяют подвергнуть
сомнению и прояснить неточный
язык, восстановить его связь с
исходными переживаниями, "глубинной
структурой". |
Метафора |
Косвенная передача сведений
с помощью сюжетно
организованного рассказа или
оборота речи, подразумевающего
сравнение. В НЛП под метафорами
понимаются аналогии,
иносказания и аллегории. |
Модальный оператор
возможности |
Лингвистическое
наименование слов, указывающих
на возможность и вероятность
("можно", "возможно",
"невозможно" и т.п.). |
Модальный оператор
необходимости |
Лингвистическое название
глаголов долженствования ("должен",
обязан", "следует" и т.п.). |
Моделирование |
Процесс выявления
последовательности идей и
поступков, которые дают
возможность другому человеку
выполнить ту или иную задачу;
основа ускоренного обучения. |
Модель |
Практическое описание
принципов работы чего-либо, что
может принести пользу;
обобщенная, усеченная или
искаженная копия |
Модель Милтона |
В противоположность
Метамодели, модель Милтона
искусно пользуется
неопределенными языковыми
конструкциями для того, чтобы
присоединиться к переживаниям
собеседника и получить доступ
к ресурсам подсознания. |
Модель мира |
Уникальное представление
человека о мире, основанное на
его индивидуальном восприятии
и личном орыте. Совокупность
индивидуальных принципов
работы личности. |
Намерение |
Цель, намеченный результат
действия. Неправиьные или
бесцельные на вид поступки
могут опираться на благие, хотя
и неосознаваемые намерения. |
Нейролингвистическое
программирование |
Изучение принципов
совершенствования, модель того,
как люди структурируют свои
переживания. |
Нейролингвистические уровни |
Различные логически уровни
переживания: окружающая Среда,
поведение, способности,
убеждения, личность и
духовность. |
Неконгруэнтность |
Внутренний конфликт,
отсутствие полной уверенности
в утверждении или намеченном
результате. Проявляется в
расхождении слов человека и
его поступков, общего склада
характера. |
Неопределенные глаголы |
Глаголы с опущенными
наречиями, исключающие
возможность понять, как именно
протекает действие, то есть
процесс остается
неопределенным. |
Неопределенные
сущиствительные |
Сущиствительные, лишенные
указания на то, кого или что они
обозначают. |
Номинализация |
Лингвистическое понятие,
означающее отглагольные
существительные и процесс их
образования. |
Обобщение |
Процесс, в ходе которого
отдельное переживание
начинает олицетворять целый
класс переживаний; типичная
особенность "поверхностной
структуры" в повседневном
общении. |
Опущение |
Исключение части
переживания при его передаче в
речи и мыслях. |
Отражение |
Подстройка к отдельным
проявлениям поведения другого
человека посредством их "зеркального"
повторения. |
Отстройка |
Переход к новому поведению,
которое расходится с
поведением собеседника; разрыв
раппорта для того, чтобы
изменить тему общения, сделать
перерыв в разговоре или его
прекратить. |
Первая позиция |
Восприятие мира
исключительно мо своей точки
зрения; соприкосновение с
собственной внутренней
действительностью. |
Перекрестная подстройка |
Подстройка к языку тела
собеседника посредством
движения другого типа (например,
покачивание ногой в такт чужим
словам). |
Поверхностная структура |
Лингвистический термин для
обозначения устных или
письменных сообщений,
возникших из глубинной
структуры после оперций
обобщения, искажения и
опущения. |
Подстройка |
Подражание отдельным
проявлениям поведения
собеседника с целью установки
или укрепления раппорта. |
Позиция восприятия |
Точка зрения, с которой
воспринимается происходящее.
Она может быть собственной (первая
позиция), принадлежащей
собеседнику (вторая позиция)
или некоему объективному
постороннему наблюдателю (третья
позиция). |
Предикаты |
"Слова - ощущения",
указывающие на использование
той или иной системы
представления. |
Предпочитаемая система |
Система представления,
которой человек обычно
пользуется - чаще всего при
отслеживании или организации
собственных переживаний. |
Представление |
Идея, принцип кодирования и
хранения сенсорной информации
разумом. |
Пресуппозиции |
Идеи или утверждения,
которые приходится принимать
как данность, чтобы общение
стало осмысленным. |
Принципы правильной
формулировки |
Способ обдумывания и
выражения результата, который
делает намеченую цель
достижимой, поддающейся
проверке и мотивированной, а
также конгруэнтной с прочими
резултатами; основа
устойчивого успеха и
взаимовыгодных достижений. |
Присоединение |
Установка и сохрнение
раппорта с собеседником в
течение некоторого времени
посредством присоединения к
его модели мира.
Присоединяться можно не только
к поведению, но и к убеждениям,
ценностям. |
Присоединение к будущему |
Мысленная репетиция, "проверка"
намеченного результата,
которая проводится для того,
чтобы укрепить желаемое
поведение или состояние. |
Пунктуационная
неоднозначность |
Неоднозначность, вызванная
слиянием двух предложений в
одно. |
Разговорный постулат |
"Гипнотическая" форма
языка, когда вопрос
истолковывается как приказ. |
Рамка |
Контекст, точка зрения,
способ восприятия чего либо, -
например, рамка результата,
рамка раппорта, рамка
возвращения и т.п. |
Рамка "как будто" |
Попытка мыслить так, "как
будто" некое событие уже
произошло; способствует
позитивному, тварческому
решению проблем, так как
человек мысленно переносится
через очевидные препятствия к
желаемым решениям. |
Раппорт |
Доверие и взаимопонимание,
способствующие общению. |
Результат |
Точная и выраженная в
сенсорных категориях цель,
удовлетворяющая критериям
правильной формулировки. |
Ресурсное состояние |
Общее нейрологическое и
физическое переживания, при
котором человек ощущает свои
ресурсы; состояние разума,
благоприятное для достижения
результата. |
Ресурсы |
Любые средства, которыми
можно воспользоваться для
приближения и достижения
результата, в том числе
физиология, настроение, мысли,
стратегии, опыт, люди, события и
предметы. |
Рефрейминг |
Смена рамки, системы отсчета,
восприятия утверждения,
поступка или события, которое
после этого получает иной
смысл; переход к иной точке
зрения, например прозрение,
связанное с видением проблемы. |
Рефрейминг контекста |
Изменение контекста
утверждения или поступка,
чтобы придать ему иной смысл;
проводится с помощью вопроса:
"В каких обстоятельствах (в
каком контексте) такой
поступок (образ мышления,
отклик) был бы уместен?". |
Рефрейминг содержания |
Операция, в результате
которой с помощью вопроса "что
еще это могло бы означать?"
то или иное утверждение или
явление приобретают иное
значение; сосредоточенность на
любой грани рассматриваемого
явления с целью перехода к иной
точке зрения. |
Сенсорная воприимчивость |
Умение проводить тонкие и
продуктивные различия в
отношении получаемой из
внешнего мира сенсорной
информации; способность "считывать"
невербальные сообщения. |
Синестезия |
Автоматическое соединение
одного органа чувств с другим.
Отражается в нелогичных на
первый взгляд сенсорных
предикатах, совмещающих
различные ощущения, например:
"Я вижу, что вы сейчас
чувствуете". |
Система представления |
Общая форма кодирования
информации мозгом,
ориентированная на одну или
несколько из пяти систем
восприятия: визуальную,
аудиальную,кинестетическую,
обонятельную и вкусовую. |
Сложная равнозначность |
Два утверждения, которые
предположительно должны
означать одно и тоже, например:
"Он на меня не смотрит, то
есть не слушает, о чем я говорю". |
Состояние |
Самочувствие, настроение,
состояние ума. Совокупность
нейрологических и физических
процессав, протекающих в
личности в данный момент. |
Стратегия |
Последовательность
представлений, ведущая к
определенному результату. |
Субмодальность |
Отличительные свойства,
качества или характеристики
каждой системы представления,
которые обеспечивают ее
уникальную, субъегтивную
значимость и могут отражать
умонастроение человека;
мельчайший "строительный
модцль" мышления. |
Транс |
Измененное состояние, при
котором внимание
сосредоточено на том, что
происходит внутри. |
Третья позиция |
Восприятие мира с точки
зрения отстраненного внешнего
наблюдателя; одна из трех
позиций восприятия. |
Тройное описание |
Процесс восприятия
переживаний с первой, второй и
третьей позиций восприятия;
широкая перспектива, способная
приносить прозрения и
расширяющая возможности
выбора содержания. |
Фильтры восприятия |
Уникальные идеи, переживания,
убеждения и языковые средства,
придающие определенную форму
модели мира человека. |
Фонологическая
неоднозначность |
Наличие омонимов, то есть
слов, которе звучат похоже, но
имеют разный смысл ("спица"
и " спится"). |
Фрейм |
См. РАМКА |
Экология |
В НЛП: общая система
взаимоотношений между
личностью и ее мыслями,
стратегиями, поступками,
способностями, убеждениями и
ценностями; отслеживание и
обеспечение конгруэнтности;
выявление и изучение самых
широких последствий
намеченных результатов. |
Якорение |
Процесс, в котором стимул или
представление (как внешнее, так
и внутреннее) соединяется с
определенным откликом. Якоря
могут возникать естественным
путем либо устанавливаться
намеренно. |